Раннее Развитие Ребенка До Трех Лет Мнение Экспертов Личный Опыт Цена Вопроса
Раннее развитие ребенка до трех лет: мнение экспертов, личный опыт, цена вопроса
Раннее развитие – это понятие, которое охватывает широкий спектр интересов: как для мам, так и для детских психологов и педиатров, а также для маркетологов, а также для множества производителей развивающих игрушек и организаторов специальных курсов. Сегодня мы поговорим об этом.
Мой сын Савелий сейчас три с половиной года. Как и многие мамы, я начала заботиться о его раннем развитии еще до его рождения. Когда ему был месяц, я купила ему первую пирамидку и металлофон.
Но, к сожалению, ни одна из этих вещей, несмотря на мои усилия, не заинтересовала Саву до сих пор. Он также не любит лепить, рисовать или вырезать. И это только один из моих педагогических неудач.
У того, кто стремится и действует, провалы и успехи соседствуют. У моего сына исключительно пытливый ум, он способен хорошо разговаривать, обожает собирать пазлы и читать книги. Каждый день он становится все более самостоятельным.
В данный момент, мы уделяем больше внимания развитию его мелкой моторики и физической активности, так как я осознала, что пропустила этот момент. Но давайте поговорим обо всем по порядку.
Как видят раннее развитие мамы и специалисты
За три года мое отношение к «развивашкам» неоднократно менялось. Если вы ответственный родитель, то независимо от вашей воли, вы будете следить за тенденциями воспитания и методиками развития, хотя бы в своем окружении. Кто-то предпочитает просмотреть и прослушать блогеров, другие читают литературу о педагогике или подписаны на детских психологов.
Что же говорят они? С одной стороны, те, кто уделяет много усилий раннему развитию, утверждают, что без этих усилий ребенок не сможет раскрыть все свои способности.
«После трех уже поздно»
Как мама, я могу сказать, что после рождения моего сына я почувствовала огромную ответственность за его будущее. Это общеизвестно, что мозг развивается наиболее активно в период от рождения до трехлетнего возраста.
Из этого можно сделать вывод, что если просто оставить ребенка с игрушками или кастрюлями, не занимаясь с ним вместе обучением по методикам Домана, Сегена, Никитина, тактильным лото и бизибордам, то упустишь миллион возможностей.
Теперь, оглядываясь назад, могу сказать, что в этом есть доля правды. Если мамы уделяли часы изучению педагогических методик, чтению книг по этой теме, составлению планов и регулярно проводили интересные занятия, то их дети становились более развитыми по сравнению с сверстниками.
Однако есть и нюансы. Некоторые из них видны сразу, а другие менее очевидны, но также важны.
Одной из важных составляющих успеха является то, что я считаю надежным основанием:
Светлана Берцец, профессиональный психолог, специализирующийся на работе с семьями и детьми:
«Положительное развитие в раннем возрасте является благоприятным, если оно не причиняет вреда. Для ребенка наиболее важными являются соответствующая физическая активность, безопасная среда и хорошее состояние матери.
Физическая активность не только связана со спортом, но и представляет собой возможность двигаться, бегать, прыгать, исследовать окружающее, самостоятельно питаться и одеваться, а также помогать взрослым. Дети нуждаются в свободе, но при наличии наблюдения со стороны взрослых, конечно.
Безопасность означает создание такой среды, в которой ребенок может самостоятельно изучать окружающий мир без риска для себя. Это также включает близких людей, с которыми ребенку комфортно и спокойно, а также установленный режим, который будет знаком ребенку и даст ему уверенность в том, что все вокруг него хорошо и он может заниматься интересующими его делами, не беспокоясь о возможных опасностях.
Важно, чтобы мама активно участвовала в жизни ребенка и находилась в хорошем состоянии. Для этого ей нужно заботиться о себе. Представим две разные ситуации. В первой мама с удовольствием водит ребенка на развивающие занятия. В это время она может отдохнуть и пообщаться с другими родителями. Во второй ситуации маме приходится преодолевать множество трудностей, начиная от усталости и долгой дороги до проблем с ребенком, который не хочет одеваться и развиваться.
Конечно, в первом случае развивающие занятия принесут гораздо больше пользы, чем во втором. Помимо занятий, необходимо, чтобы близкие взрослые, особенно мама, много общались с ребенком, разговаривали с ним о его интересах и окружении. Трудно представить полноценное общение, если мама очень уставшая.
Действительно, в стремлении к прогрессу часто забываем о собственном благополучии. Особенно, если у нас ограниченный бюджет и мы вынуждены справляться сами, без помощи окружающих.
Но опасности не ограничиваются только этим.
Мы также рискуем нарушить баланс, когда в погоне за развитием некоторых навыков жертвуем другими.
Екатерина Тур, врач-педиатр, психосоматолог, нейропсихолог, автор книги «Психосоматика: тело говорит»:
«Тема раннего развития детей вызывает интерес и споры среди родителей, педагогов и психологов. Многие родители стремятся обеспечить своим детям максимально раннее развитие, полагая, что это ключевой фактор успешной будущей карьеры. Однако это не всегда приносит пользу.
Прежде всего, избыток «развивашек» может вызвать перегрузку. Вместо того чтобы играть и исследовать мир в своем собственном ритме, ребенок оказывается расписан на минуты. Это приводит к усталости и стрессу.
Во-вторых, раннее развитие может ограничить свободу и креативное мышление ребенка. Когда все занятия и игры направлены на развитие определенных навыков и умений, у ребенка может не остаться времени и свободы для самовыражения и творчества.
В-третьих, это может привести к неравномерному развитию. Например, если ребенок слишком рано начинает заниматься математикой, его развитие в других областях, таких как социальные навыки или эмоциональный интеллект, может быть сорвано.
Формирование навыков в раннем возрасте может привести к утрате радости и интереса к обучению. Если ребенок вынужден жить по плотному расписанию, занятия могут стать для него обязательством и обузой, а не источником радости и удовлетворения».
Ирина Богатырева, логопед с опытом работы 22 года:
«С точки зрения логопедии (и это наука о развитии речи), раннее развитие может быть вредным. Важно, чтобы дети усваивали и применяли навыки, соответствующие их возрасту. Особенно важно следить за развитием речи, чтобы не возникало задержки в этой области.
К сожалению, в последнее время я стал часто встречать детей, у которых наблюдается дисгармоничное развитие. Например, на консультации приходят малыши, у которых родители утверждают, что они знают все буквы и могут указать на них пальцем. Однако, они не могут произнести даже самые простые слова, такие как “мама” или “дай”. Я задаюсь вопросом, зачем им знание букв в 2,5 года? Какая польза от этого?
Я полагаю, что гораздо более целесообразно развивать навыки, которые соответствуют конкретному возрасту ребенка. В случае с малышами, это означает расширение пассивного словаря (понимание речи) и развитие навыков взаимодействия со взрослыми. Только через эти действия ребенок сможет начать выражать свои мысли самостоятельно.
Если вы хотите развивать ребенка с пользой, то будьте готовы вкладывать в это свое время и энергию, а не только деньги на развивающие игрушки. Кстати, эти игрушки стоят немалых денег. Об этом я расскажу чуть позже. А сейчас давайте разберемся, какие навыки действительно нужно развивать.
Наиболее эффективным способом развития ребенка является общение с родителями, совместное исследование окружающего мира и занятия, доставляющие радость и родителям, и ребенку.
Занятия, игрушки, игры, пособия: что подразумевают, говоря о раннем развитии
Тема развития и его способы – это отдельная статья. Здесь я хочу поделиться своим опытом и знаниями, а также помочь тем, кто ищет баланс прямо сейчас.
В целом, все “развивашки” можно разделить на занятия в группах (курсы, мастер-классы, уроки в центрах раннего развития) и материальную базу для домашнего развития.
К сожалению, первый вариант больше подходит городским жителям и для меня практически недоступен. Однако, это имеет и свои плюсы. Одним из самых очевидных является экономия. Стоимость одного занятия варьируется от 250 рублей в маленьких городах до 1500 рублей в областных центрах и Москве. Мы живем довольно далеко от таких городов, поэтому в нашем семейном бюджете нет расходов на такие “развивашки”.
Одно из преимуществ – снижается вероятность перегрузки малыша. Ведь главная потребность ребенка до трех лет заключается в том, чтобы быть рядом с мамой и исследовать мир в своем собственном темпе. Создать развивающую среду можно и дома.
Например, для развития крупной моторики мы отводим часть комнаты на спортивный уголок и обустроили его с помощью Халвы. Мы приобрели шведскую стенку с навесным оборудованием и матом, несколько мячей, мягкий дартс, координационную лестницу, балансиры. Мы потратили 25 000 рублей, оформив рассрочку на 10 месяцев у одного из партнеров карты. Таким образом, мы платим по 2500 рублей в месяц.
Если вам также удобно разделить оплату больших покупок на части, оформите карту “Халва” и такая возможность всегда будет под рукой.
Постоянно нужно вкладывать в развитие ребенка. Количество вопросов возрастает, как снежный ком:
Мне требуются ответы, и я их нахожу в разных источниках. В данный момент я нахожу самым полезным ресурсы Екатерины Кузьминой, известной как “Мама Зануда” (Mamazanuda). Это включает в себя сайт, социальные сети и форум в Телеграме, который, как мне кажется, является одним из самых разнообразных родительских сообществ в рунете.
Екатерина не является педагогом или психологом, а является инженером-программистом. Однако, она является мамой двоих детей, имеющей десятилетний опыт в области раннего развития, и у нее есть что поучить. На форуме можно найти не только подборки книг, игр и пособий по возрастам, но и обсуждения, полезные советы и возможность общения. Все это является хорошо структурированным, постоянно анализируется, обновляется и улучшается.
Мои любимые темы – это книги. Я начал читать сыну с момента его рождения.
Также я попросил Екатерину кратко подытожить ее опыт в области развития детей.
В период, когда я была новичком в роли матери, я усердно изучала передовые методики развития своего ребенка. Каждую из них я внимательно анализировала, обнаруживая в них недостатки. В какой-то момент я осознала, что идеальных методик не существует. В этот момент я приняла решение – использовать сильные стороны каждой из них. Звучит заманчиво, не так ли? Так что я составила следующий список:
* Воспользоваться методикой Монтессори, предоставляя разнообразные материалы и инструменты для развития творческого мышления;
* Использовать методику Шичида для развития фотографической памяти;
* Обратиться к методике Водовозовой для развития наблюдательности по отношению к себе и окружающему миру;
* Воспользоваться методикой Железновой для изучения логики и так далее.
Однако, большинство вещей видно на расстоянии. Я взглянула на развитие своей дочери и сравнила ее сильные стороны с применяемыми методиками.
Уже в третьем классе Яна продемонстрировала свою игру на уровне третьего взрослого шахматиста. Но это не связано с методиками. Такие достижения были возможны благодаря любви мужа (папы Яны) к шахматам.
Дочь – настоящая книголюбка. В нашей семье книги занимают особое место. И муж, и я – настоящие книжные черви.
Яна обожает проекты и челленджи. Это увлечение она унаследовала от меня.
Сейчас я сравниваю развивающие методики с диетами: можно бесконечно сидеть на диете, но ваша фигура все равно будет отражать ваш образ жизни. Точно так же и с развитием по методикам. Они могут быть полезны для компенсации явных отстающих. Если развитие идет в нормальных границах, нет необходимости тратить на них ресурсы.
Главной основой для развития школьников является общение с родителями, которые обладают высокой степенью личностной зрелости. Действительно, самое важное для развития детей – это развиваться вместе с родителями. Дети обязательно будут повторять ваши поведенческие примеры.
Так я сама начала заниматься лыжами, роликами и рисованием. Я также продолжаю читать классическую литературу. Я выбрала увлечения, которые доставляют мне удовольствие, и в то же время помогают мне стать глубже, сильнее и умнее.
Главной основой для развития дошкольников является:
1. Создание благоприятных условий для физической активности. Уровень развития дошкольников сильно зависит от гармоничного физического развития. Поэтому я бы рекомендовала максимально заполнять будни физической активностью. Летом: велосипеды, беговелы, пешие прогулки; зимой: санки, ледянки, горки, лыжи; круглый год – батуты.
Для старших дошколят и младших школьников важна веселая компания в соответствии с их возрастом для активных игр на улице: догонялки, прыгалки, скакалки, мячики. Некоторые специалисты могут посоветовать развивать мелкую моторику перед поступлением в школу. Однако это лишь методики и современные тренды. Они упускают из виду целый набор знаний о последовательности плана развития – мелкая моторика будет развиваться автоматически. Развитие мелкой моторики практически невозможно при недостаточно развитой крупной моторике.
2. Социализация. Важно в 5-6 лет научить ребенка взаимодействовать с другими детьми. Необходимо, чтобы у ребенка был друг или подруга для регулярного общения и совместных игр. Это является показателем личностной зрелости. Без этого навыка ему будет сложно в школе.
Если у пяти-шестилетнего ребенка отсутствует общение, это повод обратиться к психологу и выяснить возможные проблемы, психологические зажимы, чтобы решить эту ситуацию до поступления в школу. В то время как многие дети в школе привыкают только к учебному процессу, некоторым приходится учиться первым коммуникациям.
3. Родительское общение и внимание. Кажется, это очевидный фактор. Но не все виды общения являются полезными. Самое полезное – это совместное творчество, совместная деятельность, особенно то, что родители любят делать. Вместе читать книги, которые подходят по возрасту. Обсуждать свои и чужие чувства и эмоции, разные варианты. Обсуждать настроение, отношение к событиям, вместе строить планы. Это очень важно. Сейчас даже существуют ежедневники и дневники с готовыми темами для разговоров. По сути, такое общение является важной процедурой для ухода за психикой ребенка и ее правильного формирования».
После всех моих попыток заниматься с ребенком по карточкам, создавать сенсорные коробки и мастерить тактильное лото, я пришла к тем же выводам.
Например, мой сын с рождения с большим удовольствием погружается в изучение чего-то. Буквально. Это может быть сырье крупы или макароны, песок, таз с водой или ковш со снегом. За три с половиной года я не смогла ни разу остановить этот процесс на середине.
Выглядит это следующим образом. Мы садимся на пол и ставим перед собой песок, снег, крупы или воду в емкостях (ковшах, мисках, коробках или тазах) и начинаем изучать. Закапываем туда машинки или животных, пересыпаем и перекладываем. Сначала все происходит очень аккуратно.
Однако в процессе мы, конечно же, страстно увлекаемся. И как только я отвлекаюсь, содержимое емкостей вскоре оказывается на полу, а сын – в центре образовавшегося хаоса. Он полностью счастлив. И, я надеюсь, немного более развит.
Кстати, это также экономически выгодные “развивашки”, потому что практически бесплатные. Покупка пособий – дорогое удовольствие.
Свободное творчество – одно из самых полезных и развивающих занятий для детей дошкольного возраста.
Сколько стоят топовые «развивашки», сколько трачу на развитие сына я и на чем можно сэкономить
Уже ранее упоминалось, что одним из самых популярных источников информации для современных родителей являются блоги. Если вы ищете лучшие пособия и игры для занятий с вашим ребенком, то наверняка слышали о рекомендациях Валентины Паевской – детского нейропсихолога, перинатального и клинического психолога.
Она создала множество видео, посвященных обзорам «развивашек» и дает рекомендации о том, как выбрать и использовать их. Списки по возрастам можно найти на различных сайтах и форумах для родителей.
Исходя из этих списков, можно примерно представить, сколько стоит собрать дома хотя бы базовый набор пособий, игр и игрушек.
Вот один из списков с дополнительными материалами для развития ребенка в возрасте от месяца примерно до двух лет (возраст условный, многие пособия актуальны значительно дольше):
Это не полный перечень материалов, а только основная часть.
Валентина в своих видео часто упоминает конкретных производителей и объясняет, почему стоит выбирать их. Мы сравнили цены на оригинальные изделия и их бюджетные аналоги на площадке Ozon:
Если покупать самые доступные товары, придется потратить от 11 561₽. И это только деньги. Кроме того, потребуются часы времени, навыки психолога и аниматора, а также различные поощрения для всех участников.
Я понимаю, что есть дети, которые с радостью готовы развиваться через такие занятия. И есть замечательные мамы, которые умеют заинтересовать ребенка и делать занятия интересными и веселыми.
Но нужно быть готовыми к тому, что ребенок может предпочесть играть с любимыми игрушками, вместо того чтобы решать головоломки. И к тому, что у вас не всегда будет настроение и энтузиазм для регулярных занятий.
В первые два года жизни моего ребенка я искала баланс между экономией денег, временем и желанием развивать своего сына, даже если он не хотел этим заниматься.
В интернете есть много бесплатных материалов и мастер-классов, которые помогут создать развивающие игры из доступных материалов.
Однако, исходя из моего опыта, могу с уверенностью сказать, что это позволяет сэкономить деньги, но требует значительного количества времени и усилий. Интересно, что в итоге важнее – потратить лишнее время и силы или жалеть о потерянных деньгах, если ребенок откажется играть. Иногда лучший способ способствовать развитию малыша – предоставить ему безопасные предметы из быта и наблюдать за процессом со стороны. Чтобы заниматься творчеством прямо сейчас, когда у вас нет готового теста под рукой, можно купить или приготовить самостоятельно пластилин. Вот мой любимый рецепт для приготовления пластилина, который не липнет и приятен на ощупь.
Для приготовления пластилина нужно взять два стакана муки, один стакан соли, две столовые ложки лимонной кислоты, два стакана воды и четыре столовые ложки растительного масла. Сначала все сухие ингредиенты нужно смешать в кастрюле, затем добавить жидкие и замесить тесто. Вначале оно будет мягким и текучим. Однако, при дальнейшей обработке на медленном огне и постоянном помешивании, тесто станет более густым и упругим.
Через 3–5 минут, когда тесто перестанет прилипать к рукам и превратится в один большой ком, его следует извлечь из кастрюли и замесить на поверхности стола. Тесто можно разделить на несколько частей и каждую окрасить с помощью жидких пищевых красителей. Эти кусочки можно хранить в холодильнике в течение трех недель.
Если же вам более удобны готовые решения и вы предпочитаете больше времени уделить творчеству и развитию, а не их подготовке, воспользуйтесь Халвой, чтобы приобретать “развивашки” в рассрочку или с выгодным кешбэком у партнеров карты.
Развивать или не развивать, вот в чем вопрос
У моего малыша сейчас всего три с половиной года, поэтому пока могу делать только промежуточные выводы. Именно об этом я хочу рассказать в своей статье.
Родительство – это постоянный поиск себя, поиск баланса и возможностей сделать ребенка более успешным и счастливым. Если вы уверены, что «развивашки» помогут как вам, так и вашему малышу – обязательно попробуйте. Но помните, что нельзя полностью возложить ответственность за развитие ребенка на игрушки, даже если они очень умные.
Что гораздо важнее игрушек – это скучание и творчество. Без гаджетов и мультфильмов ребенок будет вынужден скучать и творить. Лепить, рисовать, собирать конструкторы или придумывать сюжетные игры.
Елена Миронова, психолог, нейропсихолог:
Я являюсь практикующим психологом и нейропсихологом, консультирую взрослых и детей, разрабатываю учебные программы, управляю социальными сетями и часто слышу вопрос: «Как вы относитесь к раннему развитию?». Этот вопрос важен как для опытных родителей, так и для тех, кто только начинает свой путь в родительстве.
Мое мнение по этому вопросу может показаться отрицательным, но не спешите обвинять меня в консерватизме и отсталости.
Я хочу объяснить свою позицию.
Часто понятие раннего развития искажено в головах родителей.
На самом деле, раннее развитие не сводится к использованию карточек всех видов для детей с самых ранних дней и не означает обучение словам и буквам до формирования полноценной речи.
Существуют законы эволюции развития, которые нельзя нарушать, так как это не имеет смысла, глупо и преступно. Ребенок не является объектом эксперимента. Если говорят, что ребенок более развит, чем его сверстники, это означает, что он развивается немного быстрее, но всегда в рамках своего возрастного периода, и перейдет на следующую ступень только тогда, когда наступит время для развития более высоких психических функций.
Период до трех лет относится к сенсомоторному интеллекту. Малыш познает мир через движения, ощущения, звуки и вкусы. Он изучает свое тело и с удивлением обнаруживает, что может выполнять сложные движения, такие как доставание игрушек или сборка пирамидки. Задача родителей состоит в создании для ребенка обогащенной среды, где он может трогать, ползать, ломать и исследовать мир.
Для помощи в развитии детей используются такие средства, как сенсорные коробки, качели, мячи, а также возможность играть с домашними животными и бытовыми предметами. Дополнительно, детям предоставляется возможность проводить много времени на свежем воздухе, двигаться и узнавать мир. Если в раннем возрасте уделить внимание развитию сенсомоторных навыков, улучшить крупную моторику, а также помочь ребенку освоить представление о своем теле и окружающем пространстве, то после четырех лет изучение букв и цифр будет проходить легко.
Я поддерживаю такое раннее развитие!
Однако, я не согласна с мнением о том, что все произойдет само собой, без участия взрослых и специалистов. Существуют определенные нормы развития для каждого возраста. И даже родители самого особенного ребенка должны ориентироваться на них».
Будьте находитесь вблизи вашего ребенка, проводите с ним время, позволяйте ему исследовать мир, а вы сами тоже узнавайте его. В результате вы точно будете знать о его сильных и слабых сторонах, сможете уделять внимание тому, что ему нужно, и получите гораздо больше возможностей для того, чтобы вырастить гармонично развитого, успешного и счастливого человека.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах является актуальной на момент публикации данной статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
Персональные тренировки – это удовольствие, которое не является дешевым. Приобретайте абонементы у наших партнеров и получайте возможность беспроцентной рассрочки на несколько месяцев
Персональные тренировки – это удовольствие, которое не является дешевым. Приобретайте абонементы у наших партнеров и получайте возможность беспроцентной рассрочки на несколько месяцев


Читайте также:
Рекомендации от оренбургских врачей, которые помогут сократить риски развития онкопатологий
Оренбуржцев приглашают поучаствовать в акции ко Дню российской науки
Телеграм – канал ОРТ возглавил рейтинг российских каналов по вовлеченности аудитории
Оренбуржцы жалуются на проезд машин по новому тротуару
Прямые рейсы из Оренбурга в Казань возобновляются
Погода в Оренбуржье 4 февраля
В 2025 году в Оренбуржье начинает действовать новый порядок получения государственной поддержки на отдых и оздоровление детей
Правительство Оренбуржья внесло изменения в порядок выплаты ежеквартальной надбавки детям-инвалидам
Оренбуржец фиктивно купил семь квартир у застройщика
Бутылкой по голове. Пьяный оренбуржец напал на мать