Безопасности Зеленый Свет Как Доукомплектовать Автомобиль Кнопкой Sos

Безопасности — зеленый свет: как доукомплектовать автомобиль кнопкой SOS

Ускорить прибытие на место дорожной аварии полицейских или спасателей помогает устройство вызова экстренных служб (УВЭОС), которое подключается к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Производители и импортеры автомобилей, на которых данное устройство отсутствует, уже начали оснащать их. Прежде всего, это касается новых иностранных автомобилей, которые были ввезены на территорию России с середины 2022 года, когда микроэлектроника стала дефицитной по всему миру, и на некоторое время было разрешено не устанавливать такие кнопки. Установка устройства будет бесплатной для владельцев автомобилей и будет осуществляться за счет производителя. Для этого вам всего лишь нужно будет обратиться в дилерский центр. Мы объясним, как узнать, подпадает ли ваш транспорт под дооснащение, и какие преимущества это принесет.

Считайте секунды

Каждый год отечественная система “ЭРА-ГЛОНАСС” спасает тысячи водителей и пассажиров, интегрировавшись со всеми национальными службами спасения 112. При тяжелой аварии или при нажатии кнопки SOS, экстренные службы получают координаты автомобиля в среднем за 19 секунд и оперативно оказывают помощь. Это позволяет соблюдать правило “золотого часа” в медицине катастроф: помощь, оказанная в течение часа после аварии, в пять раз повышает шансы на спасение жизней и снижает вероятность осложнений при травмах.

В настоящее время более 10 миллионов автомобилей оборудованы “тревожными кнопками”, а экстренным службам было передано почти 350 тысяч аварийных вызовов. “В ситуациях, требующих срочных мер, каждая секунда имеет значение”, – подчеркивает генеральный директор экспертного центра “Движение без опасности” Вадим Мельников. – “Помощь, оказанная в течение часа после аварии, значительно повышает шансы на спасение жизни и снижает вероятность осложнений при получении травм. Ожидание врачей в течение пяти-десяти минут может иметь критическое значение, поэтому кнопка SOS является важным инструментом для повышения безопасности на дорогах”.

С начала 2017 года кнопка SOS обязательно устанавливается на автомобили, произведенные в России и других странах Евразийского экономического союза, а также на иномарки, импортируемые из-за рубежа. Без нее автомобиль не может быть проштампован в таможенных органах и зарегистрирован в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Во время пандемии коронавируса было временно отменено требование устанавливать кнопку SOS. Это решение было принято для поддержки отечественного автопрома в связи с трудностями в доставке микроэлектроники для производства УВЭОС. Мораторий на установку кнопки SOS истек для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в октябре 2022 года, а для автомобилей, произведенных на таможенной территории ЕАЭС, он был продлен до 31 января 2024 года. Физические лица могут ввозить автомобили без кнопки SOS до 1 февраля 2024 года. В настоящее время вопрос с комплектующими решен, и российские производители кнопок SOS успешно заменили импортные компоненты и полностью удовлетворяют спрос автопрома и “параллельного” импорта.

Теперь задача контролирующих органов состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы на автомобили, требующие доукомплектации, были установлены УВЭОС после их производства.

Существуют разные дилеры

Контроль осуществляется в различных направлениях. Одно из них – автомобили, ввезенные в рамках параллельного импорта, для которых оформляется заключение об оценке каждого отдельного автомобиля. Чтобы пройти таможенное оформление и зарегистрировать такие автомобили в ГИБДД, необходимо иметь СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) и ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства), а также кнопку SOS в салоне автомобиля. Если автовладелец проходит таможенное оформление как физическое лицо, то он самостоятельно устанавливает кнопку за свой счет.

Чтобы предотвратить спекуляции, АО «ГЛОНАСС» (оператор «ЭРА-ГЛОНАСС») опубликовало контакты официальных партнеров в различных регионах страны на специальном сайте 855.aoglonass.ru. Эти партнеры не завышают цены на кнопки SOS и гарантируют качественную установку.

Установка модулей системы «ЭРА-ГЛОНАСС» требует определенных финансовых затрат, и в некоторых случаях продавцы просто предлагают клиентам подписать документы, которые подтверждают, что им был установлен данный модуль, хотя на самом деле он не был даже извлечен из коробки. Это подтверждается Юрием Урюковым, экспертом инфраструктурного центра «Автонет» Московского политехнического университета. Он отмечает, что ему доводилось видеть автомобили, которые, казалось бы, были легально и официально оформлены, и у них, по-видимому, была установлена “тревожная кнопка”, но она фактически не была подключена. То есть клиенту выдали эту кнопку с обещанием, что он сам ее где-нибудь подключит в будущем. Однако никто этим не занимается, потому что на автомобиле уже есть все необходимые документы, и его можно использовать для езды. Очевидно, что безопасность в данном случае не является приоритетом.

Транспортные средства, ввозимые в соответствии с ОТТС, имеют иное значение. Они соответствуют техническому регламенту и обеспечивают безопасность и экологические стандарты, применимые в странах Таможенного союза (включая Россию). ОТТС — это документ, подтверждающий соответствие колесной техники, импортируемой в страну, указанным требованиям. Однако важно отметить, что СБКТС и ОТТС различаются в своем применении. СБКТС необходимо оформлять при ввозе в страну или при изменении конструкции подержанных транспортных средств в единичном экземпляре, в то время как ОТТС оформляется для партии новых моделей автомобилей.

Росстандартом обнаружены случаи ввоза на территорию России нескольких тысяч автомобилей с действующими одобрениями типа транспортных средств (ОТТС), но с нарушениями в оборудовании системы аварийного торможения и управления электронной системой безопасности (УВЭОС) – эти автомобили не предусматривают автоматического срабатывания при ДТП», – сообщается в сообщении ведомства. Необходимо отметить, что все новые легковые автомобили, поступающие в продажу в России, должны быть оснащены именно такой “автоматикой”, в то время как кнопка SOS в ручном режиме допустима только для подержанных автомобилей.

Кроме того, существуют и другие причины для проверки автомобильного парка в России.

Чем больше ты знаешь – тем дальше ты уедешь.

Если автомобиль приобретен от производителя или официального дилера, то их обязанностью является установка Устройства Видеозахвата и Обработки Сигналов (УВЭОС), а не покупателя. Отсутствие УВЭОС при покупке автомобиля и необходимость в последующем посещении сервисного центра для его установки должны быть оговорены в дополнительном соглашении к договору купли-продажи. Однако, в некоторых случаях продавец указывает это условие маленьким шрифтом.

«Согласно закону, покупателей следует предупреждать о необходимости установки УВЭОС, но на вторичном рынке, когда автомобиль ввозят в Россию, это зависит от честности продавца, — поясняет Юрий Урюков. — Большие автосалоны, как правило, как-то предупреждали покупателей, а частные продавцы просто говорили: друзья, покупайте, сэкономите, а потом уже разберемся. Официальные дилеры тоже, естественно, предупреждали, но зачастую неявно, мимолетно».

По словам эксперта, многие водители, которые приобрели автомобиль после весны 2022 года, возможно даже не знают о необходимости установки “тревожной кнопки”.

Именно поэтому процесс оснащения автомобилей контролируется государством. “Росстандарт самостоятельно проводит отзывные кампании в соответствии с требованиями законодательства в области технического регулирования. Ответственность за организацию такой работы лежит на производителе или импортере”, – пояснили в ведомстве.

Невыполнение согласованной отзывной кампании влечет административную ответственность в соответствии со статьей 14.46.2 КоАП РФ “Непринятие изготовителем мер по предотвращению причинения вреда при обращении с продукцией, не соответствующей требованиям технических регламентов”.

Без ограничения срока

Кстати, отечественный производитель также получил отсрочку на установку кнопок SOS, однако начал дооснащение без внешних напоминаний, чтобы сохранить доверие клиентов и не потерять в продажах, заботясь о их безопасности. Например, АВТОВАЗ уже 20 июля объявил о дооснащении автомобилей серии Granta, Niva Legend и Niva Travel. Блоки “ЭРА-ГЛОНАСС” планируется установить на 79,5 тыс. машин, выпущенных с октября 2022 года по февраль 2023 года.

При этом тольяттинский концерн раньше всех вернул установку кнопок SOS на конвейер, и постепенно к нему присоединились все российские автопроизводители.

И первые иностранные автомобили уже в пути: в начале ноября началась отзывная кампания, которая охватит 55 тыс. китайских автомобилей Haval F7, F7x, Jolion и Dargo, выпущенных в период с июля 2022 года по июнь 2023 года. Все они будут дооснащены кнопками SOS и подключены к “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Также другие производители и их официальные представители на территории России разрабатывают свои собственные планы для проведения отзывных кампаний. Если VIN-номер транспортного средства попадает в отзывную кампанию, то все владельцы автомобилей, у которых VIN-номер включен в программу, должны пройти эту кампанию, независимо от их категории, объясняют в Росстандарте.

Когда информация будет готова, она будет опубликована на сайте Росстандарта в разделе “Отзывные программы”. Кроме того, все пользователи портала “Госуслуги” с подтвержденным транспортным средством в своем личном кабинете автоматически получат уведомление о проведении отзывной кампании. Также можно узнать о наличии автомобиля в отзывной программе с помощью специального сервиса на сайте Auto.ru.

В то же время, представители производителей также информируют владельцев автомобилей, подпадающих под отзыв, путем рассылки писем и/или по телефону о необходимости предоставить транспортное средство в ближайший дилерский центр для проведения ремонтных работ. Что касается стоимости установки тревожной кнопки, автомобилисты могут не беспокоиться – в рамках отзывной кампании это бесплатно.

Процесс установки УВЭОС технически несложный и может занять всего один час, нужно только предварительно согласовать время визита. Есть время. “Объявленные и согласованные отзывные кампании не имеют срока давности и не могут быть завершены до момента устранения неисправностей на всех транспортных средствах, которые подлежат ремонтному воздействию в соответствии с разработанной программой мероприятий”, – напоминает Росстандарт. Но и затягивать не стоит: безопасность превыше всего.

Поделитесь этой новостью:


Хотите, чтобы о вашей проблеме, новости или событии узнали люди? Сообщите нам: Telegram, WhatsApp, Viber.

Поделитесь этой новостью: i
i

Читайте также:

Последние новости