Индустриальный Туризм Заброшенные Города России
Индустриальный туризм: заброшенные города России
Многим россиянам уже неинтересен отпуск на пляже: они предпочитают исследовать отдаленные места в экстремальных условиях, погружаться в изучение ближнего зарубежья и обнаруживать заброшенные города и поселки в РФ. Мы собрали коллекцию забытых городов-призраков для путешественников с огоньком.
В статье рассказывается:
Оставленные без присмотра города России являются памятниками трудным, но неотвратимым изменениям, произошедшим из-за непредвиденных событий, стихийных бедствий, промышленных катастроф, массовых трагедий и экономического спада. Некоторые населенные пункты даже построены в местах, мало пригодных для проживания человека.
Как появляются города-призраки
После прекращения работы предприятий, российские города и поселки оказались в запустении, поскольку многие жители уехали в другие регионы, где можно было обеспечить стабильный заработок.
В результате население сократилось, молодежь отказалась от принципа «где родился — там и пригодился» и предпочла уезжать в крупные города, а стены зданий стали покрываться мхом.
Однако сейчас такие населенные пункты стали популярны среди туристов, которые интересуются историей страны, руинами промышленной архитектуры и предпочитают экстремальный отдых в непредсказуемых условиях.
Но оценить затраты на поездку в такое место довольно сложно: туристу придется потратить от 60 до 80 тысяч рублей на приобретение одежды и необходимого снаряжения, найти единомышленников, оплатить участие в группе экстремальных туристов и приобрести авиабилеты, стоимость которых в среднем составляет 30 000 рублей (точная цена зависит от выбранного маршрута).
Для обеспечения питания во время поездки, мы планируем выделить дополнительные средства на продукты и посещение придорожных кафе. По нашим оценкам, это будет составлять примерно 40 000 рублей на период от 7 до 10 дней (если большую часть затратить на посещение общественных заведений). Кроме того, необходимо учесть неопределенную сумму на оплату транспорта, чтобы добраться до отдаленных мест.
Кадыкчан
Недалеко от трассы «Колыма» и в 700 километрах от Магадана расположен поселок в Магаданской области. Восемьдесят лет назад началось строительство вокруг Аркагалинского месторождения угля. Горняки жили в домах и работали в шахтах, которые были построены заключенными ГУЛага по приказу властей.
Три волны строительства шахтерского поселка оставили свой след в местной топонимике. Поселение состояло из трех частей: Старого, Нового и Новейшего Кадыкчана.
Варлам Шаламов в своих «Колымских рассказах» описал, какими жертвами был построен Кадыкчан. Он сам был заключенным в Магаданской области и был одним из тех, кто строил город — и одним из немногих, кто выжил.
Аркагалинская ГРЭС, которая снабжала углем шахты, обеспечивала теплом почти всю Магаданскую область. Однако, после запуска Колымской гидроэлектростанции в начале 1990-х годов, уголь стал ненужен. Большая часть мощностей станции была выключена, что привело к сокращению работ в Кадыкчане. Одна из шахт была оставлена без внимания.
В 1996 году произошел взрыв в одной из шахт, в результате которого, по официальным данным, погибли шесть человек. Это стало причиной для официального переселения малолюдного поселка.
Через пять лет после трагедии, Кадыкчан был отключен от электрических сетей, окна и двери большинства зданий были заделаны досками и залиты бетоном, а шахты были закрыты, однако несколько сотен жителей отказались покидать поселок.
Кадыкчан полностью пустел лишь к 2010 году. Однако ходят слухи, что еще в начале 2020-х туристы-экстремалы время от времени сталкивались с местными жителями, которые решили остаться здесь, вдали от цивилизации.
В 2020 году художники из Якутии украсили стены домов на центральной улице граффити, изображающие местных жителей, занятых своими делами. Говорят, что в ночное время это выглядит устрашающе.
Сегодня магаданский городок — это лишь точка на карте с заброшенными зданиями, которая привлекает поклонников индустриального туризма.
Чаронда
В Вологодской области есть малоизвестное и труднодоступное село, история которого началась в XIII веке. В прошлом Чаронда была активным торговым городом, входящим в состав Онежского торгового пути. В XVII веке город достиг своего расцвета, однако спустя столетие потерял свою значимость, так как торговый путь был перенесен на реку Сухону с выходом к Северной Двине и Архангельску.
С течением времени жизнь в Чаронде стала угасать. К середине 1930-х годов в селе проживало немного более 600 человек. В нулевые годы дома опустели, и последний житель скончался в 2015 году. Однако летом в нескольких домах до сих пор живут дачники.
Территория села окружена болотами, и сегодня Чаронду можно достичь только на лодке через озеро Вожа или зимой на снегоходах.
Экстремалов привлекает недоступность и пострадавшие от времени каменные сооружения, а также полуразрушенная церковь Иоанна Златоуста, где сохранились остатки древних фресок.
Нельзя отправляться в опасное путешествие без должной подготовки. Необходимо приобрести теплую спортивную одежду, термобелье, палатку, спальный мешок, рюкзак и множество важных аксессуаров, собрать группу единомышленников и продумать маршрут. В организации поездки вам поможет карта «Халва».
Молога
Одно из древних поселений, которое сохранило только развалины, большую часть времени находится под водой Рыбинского водохранилища.
Молога возникла в XII веке и развивалась как торговый городок. В отличие от соседних городов, местные жители редко уезжали на сезонные работы, поэтому у них всегда было достаточно доходов на месте.
К середине XIX века Молога превратилась в спокойный уездный городок, который оживлялся во время судоходного сезона. Прибыль приносили и проходящие суда, и сезонная торговля.
Революция прошла относительно мирно в Мологе, но в 1931 году началась подготовка к строительству ГЭС на верхней Волге.
В 1935 году Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) приняли судьбоносное для города решение: начать строительство Рыбинского и Угличского гидроузлов. В том же году вблизи Рыбинска был создан трудовой лагерь ВолгоЛаг, в котором находилось 20 тысяч заключенных, которые должны были работать на стройке в каторжных условиях.
В конце октября 1936 года жителям объявили, что им придется покинуть свои привычные места и уехать. Молога оказалась среди поселков и деревень, которые должны были быть затоплены водой Рыбинского водохранилища. Процесс переселения продолжался с 1937 по 1941 год. Здания опустели, некоторые из них были перенесены, а высокие церкви были разрушены взрывными работами.
Молога окончательно исчезла под водой в 1946 году. По одной из версий, во время затопления в городе остались 294 человека. Однако краеведы и историки не уверены в достоверности этих сообщений.
Путешественники отправляются на расстояние 120 км от Ярославля, чтобы насладиться видом выступающих из-под воды церковных куполов. Однако на самом деле от Мологи осталось совсем мало – это небольшой островок на открытой воде, к которому можно добраться на катере.
Когда уровень водохранилища снижается, количество видимых остатков Мологи увеличивается; это происходит раз в несколько лет.
Промышленный
В 1956 году был создан поселок городского типа недалеко от Воркуты, и его строительство полностью осуществлялось заключенными. Через три года там уже проживало 3500 человек.
Основным предприятием, благодаря которому поселок стал городообразующим, стала шахта «Центральная», строительство которой началось в 1948 году. Вторая шахта, названная «Промышленная», также сыграла важную роль. Именно эти шахты стали первыми в округе, где работали свободные шахтеры, а не только заключенные.
К 1977 году население поселка увеличилось до 15 000 человек. Однако в конце советской эпохи поселок, как и многие другие, стал находиться в состоянии упадка: рестораны, магазины и даже аптека закрылись. Не было средств на ремонт школы и дома культуры.
Массовая эмиграция населения достигла своего пика после несчастного случая на шахте «Центральная» в начале 1998 года, когда в результате взрыва погибли 27 горняков.
После закрытия оставшихся предприятий и расформирования поселка, здесь оставили его разрушаться, и люди разъехались, так что к 2010 году здесь уже не осталось ни одного жителя.
Город-призрак связан с остальным миром только автомобильным мостом, но передвижение по нему является чрезвычайно опасным.
Иультин
На Чукотке было принято решение о строительстве поселка после открытия советскими геологами перспектив добычи и обработки находящихся здесь залежей молибдена, олова и вольфрама в 1937 году. Первые фундаменты появились на территории будущего Иультина в 1953 году.
Строительство домов, дорог и мостов в условиях вечной мерзлоты осуществлялось силами заключенных ЧукотстройЛага, включая строительство 200-километровой автодороги Эгвекинот – Иультин с множеством мостов.
В 1959 году началось возведение горно-обогатительного комбината Иультин. Поселок существовал за счет работы комбината до середины 90-х годов. К 1989 году население Иультина, ставшего центром района с таким же названием, достигло пяти тысяч человек. Здесь находились не только школа и детский сад, но и аэропорт.
Город вступил в новую эру в 1990-х годах. В 1994 году добыча руды и закрылся ГОК, приводя к массовому уезду жителей. В начале нулевых последние жители также покинули город.
Тем не менее, здания школы, комбината, жилых домов, магазинов и ангаров сохранились и находятся в неплохом состоянии.
Город Иультин стал отрезанным от мира и труднодоступным местом. Однако некоторые экстремалы все же решаются добраться до памятника советской эпохи индустриализации, рискуя своей жизнью.
Нефтегорск
В северо-западной части Сахалина находился небольшой городок, где проживали нефтяники. Он существовал с середины 1960-х годов до мая 1995 года, когда произошло разрушительное землетрясение.
Строительство этого городка началось по инициативе управления «Востокнефти». За несколько лет были построены жилые дома, школа, четыре детских сада и дом культуры.
Катастрофа произошла в ночь на 28 мая 1995 года. В результате землетрясения все 17 пятиэтажных зданий, построенных в городке, рухнули. Люди не успели покинуть разрушающиеся здания.
Специалисты Геофизической службы РАН много лет спустя выяснили, что основная причина такого большого числа жертв – низкое качество строительства. Власти экономили на планировке и фундаментах.
В 2020 году были опубликованы уточненные данные о погибших: 2096 человек, а также 37 человек пропали без вести. Еще 720 человек пострадали.
Нефтегорск не может быть восстановлен из-за отсутствия прибыли. В настоящее время поселок остается безлюдным, поскольку его жители были эвакуированы в 1995 году. В центре поселка был установлен мемориальный комплекс, в котором перечислены имена погибших. В заброшенном поселении также находится большое кладбище, где похоронены жители.
Бечевинка
Финвал, также известный как Петропавловск-Камчатский-54, был основан военными в 1960 году на берегу Бечевинской бухты на Камчатке.
Изначально Финвал задумывался как стратегический объект с базой подводных лодок для защиты Петропавловска-Камчатского, расположенного в 80 километрах от него.
Поселок еженедельно получал поставки продуктов и товаров из краевого центра только одним кораблем, а в экстренных случаях иногда прилетал вертолет. Достичь его сухопутным транспортом было невозможно.
К середине 90-х стало ясно, что Министерству обороны Финвал больше не нужен. В 1996 году подводные лодки были перебазированы в поселок Завойко, гарнизон был расформирован, а около 2 тысяч жителей были эвакуированы в течение нескольких дней.
При переезде людям было позволено взять только самое необходимое. Именно поэтому в пустующих домах до сих пор можно найти книги и вещи, которые жители вынуждены были оставить. Приезжие могут увидеть пустые здания детского сада, больницы, несколько жилых домов, торпедный бункер, овощехранилище и бомбоубежище.
На противоположном берегу небольшой бухты находится другой заброшенный поселок — Шипунский.
В Финвал съезжаются экстремальные туристы со всей страны. Добраться до бухты можно на катере, снегоходе или вертолете. Однако полет обойдется в 70–150 тысяч рублей.
Можно сэкономить на пути, объединившись не только с туристами, желающими осмотреть заброшенные гарнизоны, но и с любителями глубоководной рыбалки. Карта «Халва» сделает отдых более приятным и позволит поделить расходы.
Алыкель
Рядом с аэропортом Норильска располагался поселок, где проживали военные летчики и строители.
Изначально, в 60-х годах, он был создан в качестве базы для аэродромно-строительного полка. Военнослужащие занимались строительством аэродрома, а затем построили пятиэтажные дома для военных летчиков. Однако девятиэтажные здания так и остались незаселенными.
Алыкель задумывался как отправная точка для строителей, которым Министерство обороны СССР поручило помимо аэропорта и воинских частей разместить инфраструктуру до островов Северного Ледовитого океана.
В поселке были дом офицеров, клуб, школа, котельная, магазины, баня, гостиница и другие удобства.
Однако в начале 90-х годах строительство было прекращено; часть поселка была расформирована, а военные были направлены в другие города России. Заброшенные здания и действующий аэродром остались в Алыкеле. Во время поездки из аэропорта в Дудинку до Норильска можно увидеть многоэтажки за сопками.
Вымершие города
Лишь немногие населенные пункты – Нефтегорск, Молога, Кадыкчан, Хальмер-Ю – признаются полностью заброшенными.
Уход жителей сопровождается приходом диких животных и разрушением зданий, делая эти места опасными. Перед тем, как отправиться в поисках адреналина, стоит задуматься о возможных трагических последствиях. И не забудьте воспользоваться страховкой “Защита путешественника” на всякий случай.
Индустриальный туризм в России
Идея посещения заброшенных промышленных зданий и многоэтажек стала популярной с появлением фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Горожане были заинтересованы в создании таинственной атмосферы и получении эффектных фотографий.
Однако к началу 2000-х годов интерес к посещению заброшенных городов постепенно исчез. Такие поездки стали редкостью, лишь единицы туристов желали исследовать отдаленные уголки России и увидеть то, что остается скрытым от глаз большинства.
С течением времени интерес к экскурсиям по разрушающимся населенным пунктам снова возрос. Сегодня экстремалы и любители промышленных исследований собираются в туристические группы, предлагают экскурсии и рассказывают потрясающие истории о судьбах людей, деревень и городов.
Такие путешествия являются опасными и не подходят для каждого. Турист должен быть физически подготовленным и иметь повышенную выносливость. Перед поездкой на заброшенные территории необходимо освоить основы выживания и продумать действия в экстренных ситуациях.
Читайте также:
В Оренбурге появились четыре новые электрозаправки
Несколько раз выстрелили в голову: в Беляевском районе покушались на жизнь полицейского
Оренбуржцы смогут воспользоваться новой программой от ФСИН через Госуслуги
В Оренбурге возбуждено уголовное дело по факту гибели двух детей на пожаре
Родственникам погибшего на СВО оренбуржца передали Звезду Героя РФ
Бастрыкин заинтересовался состоянием автомобильной дороги в Оренбуржье
19 мостов отремонтируют в этом году в Оренбуржье
О состоянии пострадавших детей на пожаре рассказали в Министерстве здравоохранения Оренбургской области
В Оренбургской области остановили незаконную перевозку 92 сельхозживотных
Турпоток на оренбургские предприятия вырос в два раза